Проступки и наказания

Иногда капризы, упрямство и непослушание для ребенка—единственный способ борьбы за независимость и равноправие. Например, ребенок плохо ест. Но как вы его кормите? Не слишком ли много замечаний—«как сидишь, как держишь ложку, не наклоняйся над тарелкой». Вы хотите как лучше, но бесконечное одергивание вызывает естественный протест, который выражается в нежелании есть, неряшливости, кривлянье за столом. И вы жалуетесь, что ребенок стал капризным.

Все люди одинаковы. Нам, взрослым, тоже не нравится, когда оценивают и контролируют каждый наш шаг, пускай мы даже в чем-то неправы. Вспомните, ведь вы ведете себя точно так же, когда бабушки начинают отчитывать вас за то, что вы слишком легко одели малыша, не покормили вовремя, долго гуляли.

Возможны и другие причины упрямства ребенка. Что происходит, когда ребенок начинает капризничать? Вы отбрасываете свои дела, пусть даже недовольны, но ваше внимание целиком и полностью приковано к нему. Вы попались на крючок ребенку. Теперь мама не убежит на кухню, папа не будет читать газету. Вы наконец-то займетесь детьми, пускай и такой дорогой для них ценой. Много ли внимания вы уделяете своим детям, не являются ли их капризы способом привлечения внимания? Если это так, то стоит вам посвятить им несколько лишних часов, поиграть и повозиться с ними—и капризы пропадут сами собой.

Мы перечислили здесь некоторые из возможных причин упрямства, конечно же они должны быть исключены. Но что же делать, если все-таки ребенок действительно капризничает? Проще справиться с детьми до 10 — 11 лет, в жизни детей этого возраста огромное значение имеет игра. И мы, взрослые, можем с успехом использовать это, включаясь в каприз ребенка, как в игру, показывая, что он сам относится к своему капризу несерьезно, играет в него. А в игре правила меняются достаточно легко, каприз исчезает по игровым законам.

Например, ребенок пререкается, не слушается, и взрослый затевает с ним игру: «Смотри, приехала скрипучая телега. Сегодня ее точно плохо смазали, уж очень она скрипит». Ребенок стоит на своем, но продолжает игру и взрослый: «Телега-то наша совсем разваливается, колесо отлетело, ты бы помог». Так ребенок включается в игру, а каприз превращается в «скрипучую телегу», от которой срочно нужно избавиться. Уже не так интересно капризничать.

Если же упрямится подросток, изменить его поведение гораздо сложнее. Его упрямство имеет обычно серьезные основания. Часто это жизненная позиция по отношению к родителям, и, чтобы исправить ее, необходимо понять, почему и как она возникла. Сделать это всегда непросто. В любом случае полезно не одергивать ребенка лишний раз, не критиковать его поступки, не указывать. Лучше рассказать подростку, что вы чувствуете, когда ваши дети вас не слушают, как вы растеряны, не знаете что делать, что сказать. Не бойтесь, если он вас пожалеет, это только сблизит вас. Возможно, вы давно разучились рассказывать другим о своих чувствах и переживаниях, тогда вам будет особенно трудно найти контакт и преодолеть упрямство взрослеющих детей, ведь подростки ценят взаимопонимание, а не указания.

Многие родители сталкивались с ситуацией, когда их малыш, повертев в руках подаренную дорогую вещь несколько минут, бросал ее на пол. И она тут же становилась совсем забытой из-за других развлечений. При этом у мамы и папы данный поступок вызывал гнев и желание тут же наказать ребенка, так как никто из них не понимал, чем вызвано такое поведение. Все действия маленького человека, делающего свои первые шаги, направлены на познание нового. Новым для него является любая вещь, попадающая в руки. Но движения малыша еще очень неуклюжи, и поэтому страдают многие легко бьющиеся вещи.

Причем ребенку совсем не важно, простая ли это чашка, забытая на журнальном столике, или ценная старинная ваза. Если вы хотите избежать неприятностей с бьющимися предметами, лучше убрать их в недосягаемое для ребенка место. К тому же малыша можно на какое-то время посадить в манеж. Однако длительное пребывание в замкнутом пространстве, по мнению специалистов, может отрицательно сказаться на полноценном развитии ребенка.

Не беда, если ребенок хочет разобрать игрушку и посмотреть, что находится у нее внутри. Это естественно для любознательного малыша. Если же вам жалко дорогостоящую вещь для такой роли, постарайтесь, чтобы они не попадались в руки малышу, займите его простыми кубиками или пирамидкой.

Разрушительная деятельность у детей старшего возраста также сопряжена с неточными и нескоординированными движениями. Вспомните: когда вы сами разбиваете любимую тарелку, то считается, что произошло это случайно и «к счастью». Угловатому подростку в большей степени присущи неловкие движения, и он тоже может нечаянно задеть локтем тарелку. Из всего вышесказанного следует вывод, что ребенок на любом этапе своего развития производит деструктивные, разрушительные действия или случайно, или в силу возрастных особенностей формирования познавательных процессов. Поэтому строгого осуждения, а тем более наказания, никак не заслуживает.

Но бывают случаи, когда деструктивные, разрушительные действия ребенок совершает злоумышленно. Он не просто разбирает игрушку по частям, пытаясь узнать, из чего она состоит, а со злостью бросает на пол, топчет. Не впадайте в панику. Вполне вероятно, что это не проявление порочных наклонностей, а наличие внутреннего конфликта в душе ребенка. Порой обстоятельства заставляют малыша скрывать и постоянно подавлять раздражение или какое-то недовольство. Так же, как и у многих взрослых, это напряжение выплескивается наружу, только разрядка направлена на неодушевленные предметы.

Порча телефонных автоматов или надписи в кабинках лифта и на стенах подъезда—чаще всего лишь стремление подростков таким образом заявить о себе, о своей активности. Не найдя созидательных путей для самовыражения, подростки прибегают к таким разрушительным действиям. Бессмысленно ругать и наказывать ребенка за его поступки. Важно выявить и устранить саму причину деструктивного поведения.

-