Как научить ребенка правильно делить слова на слоги?

Деление на слоги – это необходимый этап в освоении чтения. Это может показаться трудной задачей, которая измотает нервы всей семье. Но есть способы превратить деление на слоги в лёгкое занятие, весёлую игру.

Когда и зачем начинают учить делению на слоги?

Первое знакомство ребёнка со слогом происходит перед подготовкой к школе: нужно постепенно освоить чтение. Но некоторые родители стремятся поскорее развивать своё чадо и садятся за букварь года в четыре. Без тренировки деления слов на слоги трудно научиться читать, этот навык лучше не игнорировать. Именно эти кусочки сначала станут помощниками ребёнка. Чтобы научиться быстро читать и понимать смысл, сначала нужно освоить слоговое чтение.

Основные правила слогоделения

Чтобы начать заниматься с ребёнком, родителям стоит вспомнить правила, которые существуют в школе. Сначала нужно отработать нормы, объясняемые в обычном классе. Какие правила деления на слоги приняты в школе?

  • В каждом слоге обязательно должен быть гласный звук (ко-ро-на, ре-бё-нок, кар-ман). В русском языке нет слов без гласных.
  • Если перед гласным звуком стоит согласный, то с него и начинается слог (ма-ши-на, ко-ро-ва, ко-мар).
  • Не отрываются от предыдущего слова буквы ь, ъ, й (май-ка, отъ-езд, баль-зам).
  • Если в слове рядом стоят два согласных звука, то они как бы разбегаются в противоположные стороны – в разные слоги (бух-та, кош-ка, ба-боч-ка).

Также нужно помнить, что в русском языке есть слоги открытые и закрытые. Открытые заканчиваются гласными, их легко можно пропеть (ба, ма, ка). А в закрытых последним звуком в слоге будет согласный (ба-боч-ка, второй слог – закрытый).

Как объяснить ребёнку, что такое слог?

Чтобы делить слова на слоги, надо объяснить, что это такое. Самый простой способ: взять шоколадку и попросить ребёнка разломить её на кусочки. Это получится без труда. А после этого сказать, что и слово тоже состоит из кусочков, как шоколадка.

Способы обучения слогоделению:

  • Очень эффектный приём «Свеча». Зажечь свечу, сесть вместе с будущим школьником и говорить чётко слова. На каждый слог от дыхания будет видно колебание. Чтобы поддержать интерес, можно произнести длинное слово. Тогда свеча будет как бы танцевать.
  • Понятный приём «Ладошка под подбородок». Поставить руку чуть ниже лица и проговаривать чётко слова. На каждом слоге ладошка и подбородок будут встречаться.
  • Активный способ «Шаги и слоги». Важно с самого начала обучения взять будущего первоклассника за руку и синхронно с ним ходить. Сколько слогов в слове, столько и шагов.
  • Музыкальный вариант «Молоточек». Ребёнок на первых порах может как бы отстукивать слоги в слове. Можно заменить на детский игрушечный барабан.
  • Простой способ «Ладошки». На каждый слог – хлопок.
  • Развивающий способ «Обнимашки». Сделать карточки с отдельными буквами и попросить юного учёного помочь им подружиться. Например, М и А. Когда они обнимутся, получится слог МА.
  • Письменный вариант обучения. Ставить над гласными ярким цветом точки. Потом посчитать их, получится количество слогов в слове. Также можно ярко подчёркивать гласные.

Такие занятия не должны быть пыткой, наказанием. Поэтому играть в деление на слоги лучше не дольше 10-15 минут. Тогда у ребёнка будут только положительные эмоции, а такое лёгкое учение вызовет улыбку, поддержит хорошее настроение.

-