Учимся писать играючи
Как в игровой форме научить ребенка грамотно и красиво писать. В материале приводятся наиболее часто встречающиеся сложности с письмом, возникающие у детей, а также подсказки для взрослых, как их преодолеть.
Учимся писать играючи
Любое новое знание дети гораздо легче воспринимают в игровой форме. Это касается и письма. Часто можно наблюдать картину: в дошкольном возрасте ребенок с удовольствием пишет разные слова большими буквами, считая этот процесс веселой забавой. А в первом классе – напротив, по просьбе учителя, такая работа для него превращается в настоящее мучение. Почему та происходит?
Самые распространенные сложности
Специалисты выделяют ряд типичных проблем, с которыми сталкиваются дети на этапе освоения искусства красивого и осмысленного письма.
Быстро устает рука
Слабые руки – одна из самых распространенных проблем. Ребенок с плохо развитой мелкой моторикой быстро устает держать в руках ручку или карандаш, ослабляя на них давление.
Решение проблемы в данном случае – предлагать малышу выполнять задания по силам. Например, для письма лучше использовать инструменты с относительно большим диаметром и мягкой пишущей основой. Для этого подойдут мягкие восковые мелки, карандаши с нежестким грифелем, фломастеры и т.д. Нагрузку в этом случае лучше увеличивать поэтапно.
Не выходят сразу маленькие буквы
Если у ребенка сразу не получается писать слова маленькими буквами и умещать их в тонкие тетрадные линейки, то нужно начинать с написания крупных. Здесь важно закрепить моторный образ буквы. Для этого ее нужно писать много и самыми разными способами.
Для упражнения можно распечатать азбуку крупным шрифтом на листах формата А4 и заламинировать их. Затем специальным маркером выводим контур буквы.
Еще хорошими упражнениями могут стать написание огромных букв: палочкой на песке; рукой в воздухе, глине, песке; мочалкой на стене в ванной, мелом на асфальте.
Получаются «неправильные» буквы
Бывает и такое: ребенок запомнил, как пишутся буквы, но на письме они у него почем-то «скачут»: то хвостик не в ту строну, то форма не пропорциональная.
В таком случае тренироваться выводить букву нужно с помощью тех объектов, которые легко поправить (крупы, спички, пластилин), или писать ее мелом. Еще можно добавить элемент игры, смеха, сделав неровные поля, и вписывая «согнувшуюся» букву. И тогда не обидно, что буква не красивая. Так – даже веселее.
Ребенок путает созвучные буквы
В этой ситуации помогут игры на внимательность. Можно, к примеру, дать ребенку найти все буквы «ф» среди нескольких букв «д», «б» и «в». Также дать интересное задание малышу – придумать фразу, где все слова начинаются с одной буквы.
Если забыл, как выглядит и звучит буква
Когда такое происходит, опять же, лучше обратится к игровой форме разучивания. Нужно постараться сформировать прямую ассоциацию с образом буквы. Здесь очень пригодятся азбуки в картинках, где каждая буква проиллюстрирована определенным словом.
Кроме того, можно и самим поиграть с ребенком в ассоциации. Например, выложить букву «Ш» из шишек, или «С» – из спичек и так далее.
Упор на том, что направиться
Чтобы ребенок быстро не утрачивал интерес к письму, лучше тренироваться писать именно то, что нравиться ему (собственное имя, билеты, меню и чеки для игры, списки покупок или гостей). Добавить элемент случайности можно, задействовав игровой кубик: сколько точек выпало – столько и пишем букву.
При этом важно разделять, чему вы на данный момент уделяете внимание: красоте букв, смыслу или орфографии, и соответствующим образом строить занятия. В любом случае нельзя ни при каких обстоятельствах подгонять ребенка, он не должен чувствовать давления.
Зачастую, ребенку, чтобы освоить искусство грамотного и осознанного письма, попросту недостаточно мотивации и усидчивости. Ему быстро становиться неинтересно. Задача взрослого в этом случае – сделать процесс обучения увлекательным, привнести элементы игры и развлечений.
-