Как научить малыша есть самостоятельно

Помните веселый детский стишок Сергея Михалкова? «И сказала громко Юля: «Покорми меня, мамуля! » Произносит эту просьбу вполне взрослая, самостоятельная девочка лет пяти. Давайте не будем уподобляться героям поучительного произведения, без конца предлагая ребенку то суп, то котлетку, то пирожок с капустой, поднося к недовольно скривленному ротику ложечку и приговаривая: «Сделай глоточек, проглоти еще кусочек». Мы пойдем другим путем! Пусть ребенок ест самостоятельно, с огромным удовольствием и неизменным аппетитом!

Для того чтобы малыш научился есть самостоятельно, надо, чтобы он любил есть в принципе. Что это значит? К тому моменту, когда малышу приходит время овладевать ложкой, у него стараниями родителей должен быть сформирован устойчивый пищевой интерес. Если и полуторагодовалого малыша вы все еще кормите «под мультики», с помощью отвлекающих маневров (вроде ложки-самолета, кукольного спектакля в бабушкином исполнении) или угроз, шансов, что он захочет есть самостоятельно, немного. Возможно, вам придется в корне пересмотреть свое отношение к кормлению — и уж лучше позже, чем никогда!

Самый действенный способ заинтересовать ребенка едой — позволить ему с самого раннего возраста завтракать, обедать и ужинать за общим столом, вместе с остальными членами семьи или, по крайней мере, просто присутствовать. Это особенно касается детей, которые долгое время находятся на грудном вскармливании. Мамы порой боятся, что малыши, отведав вкусную новинку, вдруг откажутся от грудного молока. Такого в практике еще не бывало. Если дети и отказываются прикладываться к груди, то по другим причинам: например, попробовав молочную смесь из бутылочки или с первых дней подружившись с соской-пустышкой. Если малыш как минимум год получал мамино молоко, он наверняка будет меньше болеть и развиваться — это аксиома! А чтобы попытки малыша самостоятельно есть удались, позволяйте ему пробовать первые пюрешки собственноручно ложечкой. А также разрешайте брать из вашей тарелки кусочки пищи (конечно, это должны быть легкие продукты — вареная картошка, паровые котлетки, кусочки вареных овощей). И ни в коем случае не заставляйте ребенка есть насильно: это негативно отражается и на его психике, и на работе желудка. Лучший вариант — ваш личный пример работы ложкой и вилкой.

Многим мамам жалко тратить время на слишком долгие, по их мнению, кормления. «Давай ешь! », «Быстрее жуй и глотай! », «Не отвлекайся! » — то и дело слышит малыш. Но ведь еда для ребенка — не просто способ наполнить желудок, это еще и занимательная игра, и удовольствие (например, от пробы чего-то нового и вкусного, от возможности увидеть картинку на дне любимой тарелочки) и, конечно же, общение с мамой. Ребенку, которого вечно торопят за столом, труднее научиться жевать, что уж говорить о таком непростом на первых порах деле, как работа ложкой. Не требуйте от ребенка слишком многого, дайте ему время освоиться. И не забывайте почаще подбадривать его похвалами.

Нередко родители спешат научить ребенка есть самостоятельно, потому что готовят его к яслям или детскому саду. Не волнуйтесь, оказавшись в группе маленьких ровесников, уже овладевших культурой питания, малыши учатся орудовать ложкой быстрее и охотнее, чем в обществе мамы. Дети копируют друг друга и у них сильно развита способность к подражанию.
Какие бы нормы правильного развития детей ни попадались вам на глаза, помните, что каждый ребенок развивается по своему собственному индивидуальному графику. Так, считается, что попытки самостоятельно держать ложку и зачерпывать ею кашу появляются у малыша примерно к году, а к полутора годам он уже должен вполне ловко справляться с этим непростым занятием. На практике одни дети сами требуют ложку уже месяцев в 7, другие стремятся прежде всего накормить маму с папой (они делают это, подражая взрослым, которые кормят малышей), третьи до последнего (до 2,5 и даже 3 лет) предпочитают использовать для кормления мамины руки. Не стоит вгонять ребенка в некие условные рамки нормы и слишком торопить его — придет время, и он захочет есть самостоятельно.

Большинство детей проявляют первый интерес к ложке уже в 8–9 месяцев (некоторые и раньше). Важно не пропустить этот момент (а торопясь поскорее накормить чадо, мы можем просто не обратить внимания на его творческие порывы) и выдать малышу желаемое — ложку. Он обязательно будет пробовать копировать действия мамы. Конечно, такие сложные манипуляции, как зачерпывание еды и ее транспортировка ко рту, ему пока не под силу. Но, по крайней мере, дайте ему возможность постоянно тренироваться! В этом случае к 1,5 годам малыш, скорее всего, освоит простейшие столовые приборы. Пусть неловко, но сам сможет есть суп, кашу или творожок.

Как правило, чтобы научить малыша есть самостоятельно, недостаточно просто дать ему в руки ложку. Иногда не слишком действенным оказывается и пример родителей — упрямая каша так и норовит попасть на пол, а не в рот. В таком случае незаменимой окажется ваша помощь: возьмите ручку ребенка, держащую ложку, в свою руку и вместе поднесите ее ко рту, чтобы не расплескать содержимое. Когда вы почувствуете, что ребенок проделывает это более-менее уверенно, попробуйте постепенно ослаблять свою руку: сначала берите как обычно, а когда ложка оказывается близко ко рту, держите ручку ребенка слабее — возможно, он справится сам.

Многие мамы замечают, что освоение игрушечного совочка и ложки — процессы параллельные. Малышу, который научился ловко орудовать лопаткой (зачерпывать песок, насыпать его в ведерко, делать куличики), гораздо легче управляться со столовыми приборами. Кстати, наряду с возней в песочнице очень помогает в освоении застольного этикета игра в кормление игрушек или самой мамы.

Не стоит оставлять ребенка один на один с полной тарелкой. Во-первых, ему может понадобиться срочная помощь (в случае если он подавится или испугается, опрокинув на себя еду). Во-вторых, усталость или чувство собственного бессилия перед поставленной задачей вряд ли будут хорошими помощниками на пути к самостоятельности. Если малыш немного поработал ложкой и начал капризничать, есть смысл помочь ему съесть обед — покормить, чтобы у него не пропал интерес к «игре» с ложкой. Опытные родители всегда кормят начинающего едока двумя ложками: одну он держит сам и использует по мере сил, вторая остается в распоряжении мамы или папы — чтобы малыш не остался голодным.

Когда ребенок начинает осваивать ложку, особенно важна консистенция блюд, на которых он тренируется. Идеально подойдут кашеобразные кушанья, не слишком густые (чтобы было легче зачерпывать), но и не совсем жидкие (чтобы не проливались). Это может быть собственно каша, детский творожок, крем-суп, картофельное пюре. Еда в виде маленьких кусочков — не лучший «тренажер», так как малыш будет просто брать ее руками. Чтобы подогретая пища не остывала, пока ребенок возится с ложкой, не выкладывайте порцию полностью, добавляйте еду в тарелку по мере надобности.

Некоторым детям удобнее учиться есть не ложкой, а вилкой. Дайте малышу попробовать и то и другое. Вилка, разумеется, должна быть специальной детской, с закругленными краями и тупыми зубчиками. Понятно, что и содержимое тарелки в этом случае должно быть другим — хорошо подойдут нарезанные кусочками вареные овощи (картофель, морковь, капуста брокколи или брюссельская, лук-порей).

А как быть с питьем? В какой посуде предлагать малышу сок или компот? Лучше научить его пить из маленькой кружечки с двумя удобными ручками. Делать это в 6–8 месяцев (до исполнения первого полугодия нет необходимости давать ребенку воду, так как достаточное ее количество содержится в грудном молоке). Считается, что питье сразу из кружки, минуя поильники, помогает сохранить правильный захват соска и обеспечивает длительное грудное вскармливание. Понятное дело, что о бутылочках с сосками речь вообще не идет — это анахронизм, который мешает малышу быстро и успешно стать самостоятельным.

Терпение и смирение — вот чем в первую очередь следует запастись маме, обучающей ребенка есть самостоятельно. На всякий случай попрощайтесь со своим ремонтом на кухне (если, конечно, вы не оклеили стены суперпрочными моющимися обоями). Кроме того, не помешает пополнить запасы стирального порошка — теперь стирать придется чаще. Повезло тем, у кого приучение к самостоятельности приходится на жаркие летние деньки. Тут перед каждым кормлением не возбраняется раздеть ребенка до трусиков, а после — ополоснуть его под душем.

Если малыш постоянно отвлекается и еда на тарелке не вызывает у него особого энтузиазма, можно пойти двумя путями. Первый — украсить само блюдо. Пускайте в ход любые завлекалочки, которые подскажет вам фантазия. Хит всех времен и народов — манная каша с веселой рожицей из ягод (глазки) и ломтика персика (ротик). Вареньем можно рисовать на каше и более сложные картины: цветы, собачек, домики. Изюм, цукаты, мелко натертые орешки тоже могут стать элементами декора.

Второй путь к сердцу малыша лежит через... посуду. Купите несколько детских тарелочек с яркими рисунками на дне. Расскажите малышу о том, какой сюрприз ждет его, когда блюдо будет съедено — желание поскорей увидеть зайку или слоника заставит его действовать более энергично.

-

Найти организацию