Когда ребенку необходима помощь логопеда

Согласно статистике, каждый пятый ребенок нуждается в помощи логопеда. Логопед, наряду с невропатологом, ортодонтом и отоларингологом, помогает родителям выяснить причины возникновения проблем с речью у ребенка.

Тем не менее некоторые причины могут проанализировать и сами родители. Задержку речевого развития провоцирует негативное течение беременности (длительный токсикоз, угроза выкидыша, перенесенные беременной женщиной заболевания, принимаемые ей для лечения медицинские препараты и т. д.), наличие у будущей матери вредных привычек (курение, алкоголь), стремительные или затяжные роды, несовместимость резус-фактора матери и ребенка. Не менее важное влияние на развитие речи ребенка оказывает объем получаемого им родительского внимания. Зачастую речевые проблемы возникают у детей, не получающих ежедневного общения с родителями. К причинам, оказывающим негативное влияние на речь, можно отнести и частые болезни ребенка, и наследственность. В какой-то мере определенные проблемы родители создают себе самостоятельно, активно давая малышу соску либо не уделяя должного внимания проблеме сосания пальца ребенком. В будущем такие действия могут обернуться проблемой неправильного произношения или проблемой непроизношения вообще.

Но если уж вышло так, что логопедом поставлен диагноз, не стоит паниковать и расстраиваться. Вне зависимости от диагноза необходимо принять правильное решение и своевременно начать лечение. Оптимальным возрастом для визита к специалисту при наличии проблем в звукопроизношении считается 5 лет. Однако в случаях, когда ребенок не разговаривает вообще, стоить записаться на прием к логопеду уже в 2 года. Это тем более важно, потому что речевое недоразвитие вызывает у ребенка проблемы в общении со сверстниками, он начинает замыкаться в себе. Ниже будут рассмотрены варианты возможных диагнозов.

1. Задержка речевого развития

Это значит, что ребенок отстает в речевом развитии от принятой возрастной нормы. Задержка речевого развития вызывает затруднения в общении с другими детьми, нарушает правильность формирования эмоционально-волевой сферы малыша, мешает развиваться и учиться в дальнейшем. Диагноз «задержка речевого развития» ставится подавляющему количеству плохо разговаривающих детей дошкольного возраста.

2. Общее недоразвитие речи

Дети, у которых наблюдается общее недоразвитие речи, отличаются от сверстников без таковых проблем скудностью словарного запаса, словообразование у них затруднено, речь бессвязна. Различают несколько ступеней недоразвития речи: полное отсутствие речи или наличие только каких-то ее элементов; не выражена связь между словами в предложениях, проблемы с произношением сложных слов (добавляются лишние слоги в слове или переставляются имеющиеся); проблемы с составлением сложных речевых единиц. Общее недоразвитие является довольно неприятным диагнозом, но путем системных занятий устраняется за два-три года.

3. Дизартрия

Может быть самостоятельным явлением, а может сочетаться с общим недоразвитием речи и/или заиканием. Дизартрия — это нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппарат и центральную нервную систему, у ребенка снижена чувствительность органов артикуляции. Опытный логопед может избавить ребенка от дизартрии за один-два года. Но в отдельных случаях некоторые дефекты произношения остаются.

4. Дислалия

При дислалии тоже нарушено звукопроизношение, но с помощью специалиста оно полностью убирается. Дислалия может быть вызвана такими дефектами, как неправильный прикус, зубной ряд и т. п. (органическая дислалия), и может быть обусловленной другими факторами (функциональная дислалия). Она имеет множество форм: ротацизм, сигматизм, ламбдацизм, йотацизм и многие другие. Дислалию стоит начинать лечить в возрасте 4—5 лет, когда речь ребенка развивается максимально интенсивно.

5. Алалия

Представляет собой полное или частичное отсутствие речи у ребенка. Данное сложное расстройство возникает при нарушении работы отделов головного мозга, отвечающих за речевой аппарат, во внутриутробном или доречевом периоде развития ребенка, который условно обозначается специалистами как первые три года жизни. У ребенка, страдающего алалией, нарушены все стороны речи.

Алалия может быть двух типов:

— сенсорная, когда ребенок не понимает чужую речь, не может ответить на заданный ему вопрос или отвечает его повторением,

— моторная, когда ребенок понимает, что ему говорят, но самостоятельно воспроизвести не может.

6. Заикание

Здесь важно определить, страдает ли ребенок действительно заиканием или же просто запинается, что является вариантом нормы. Заикание является нарушением темпо-ритмической стороны речи и обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата. В формировании заикания задействованы психологические, социально-психологические и биологические факторы. Как правило, оно возникает у ребенка в возрасте 2—2,5 лет.

Здесь перечислены наиболее часто встречающиеся дефекты речи. Вне зависимости от того, какой диагноз стоит у ребенка и что его вызвало, его нужно устранять. Надежда на то, что с возрастом все пройдет и ребенок «выговорится», по меньшей мере наивна. Застарелые дефекты речи устраняются намного сложнее и дольше. Необходимо помнить, что своевременное обращение к специалисту поможет ребенку в будущем избежать многих трудностей. С помощью логопеда и при терпеливой поддержке и внимании родителей малыш обязательно научится красиво и правильно говорить.

-