Правильное наказание

У меня растет сын. Сказать, что он очень подвижный — это не сказать ничего. Как у любого ребенка, у него бывают периоды послушания и непослушания. Ребенок по количеству болезней оказался «не садовский», поэтому все радости воспитания легли на меня. Постоянное пребывание дома — тяжелое испытание как для взрослых, так и для детей. Иногда вопрос поведения ставится весьма остро. Каждому родителю знакомо и понятно желание наказать чрезмерно разошедшееся чадо. Но всегда задумываешься: «Как наказать, не причинив травму, не подорвав свой авторитет?»

Здесь на помощь пришли знания, полученные в педагогическом университете, хотя ради справедливости хочется сказать: процесс воспитания в учебниках и воспитание собственного ребенка — два разных дела. Жан-Жак Руссо впервые описал метод «естественных последствий». Это именно то самое правильное наказание, которое является прямым следствием поведения.

Например, в огромной свалке неубранных игрушек трудно найти интересующую машинку, от этого ребенок чувствует недовольство. Конечно, не всегда ему под силу установить связь между нежеланием убирать в комнате и отсутствием любимой игрушки. В этом случае можно обратить его внимание на этот факт, помочь связать причину и следствие, сказав: «Как жаль, что машину трудно найти, но если их все развезти на свои места, то нужная обязательно появится». После этого не применять никакого наказания. Конечно, на быстрый результат рассчитывать не приходится, должно пройти какое-то время, прежде чем ребенок начнет понимать и принимать причинно-следственные связи. Но такое поведение взрослых, несомненно, благотворно скажется на воспитательном процессе и сбережет нервы обеих сторон.

Использование данного метода воспитания допустимо с некоторыми оговорками. Во-первых, его применяют только в случаях, когда последствия поведения не угрожают жизни малыша.

Во-вторых, необходимо учитывать возраст ребенка, реально оценивать доступность информации. От возраста зависит еще и интервал между совершением проступка и естественным последствием. Чем младше чадо, тем быстрее должно наступать это последствие, иначе никакой связи между ними он не уловит и вся ситуация потеряет смысл.

В-третьих, желательно свести до минимума свою роль, потому что это наказание — естественное и должно следовать само по себе. Если вы в этот момент начнете активно делать внушения, говорить о том, что сто раз предупреждали и т. п., внимание ребенка сосредоточится на вас, а не на событии и опыте, извлеченном из него.

И последнее, но не менее важное: взрослые должны убедиться, что проступок совершен по вине самого ребенка, потому что нет хуже того наказания, которое было несправедливым. Если непоседа разлил чай, потому что беспрестанно вертелся за столом — пусть посидит до конца ужина в мокром. Но если это случилось потому, что чашка оказалась для него слишком тяжелой, надо спокойно переодеть ребенка.

Процесс воспитания нельзя пускать на самотек, его не отложишь на потом. Но важно соблюдать определенную меру. Пусть общение с вашими детьми приносит вам радость.

-