Как приучить ребенка к горшку

Давайте поговорим чуточку о земном, но таком необходимом этапе взросления малыша, как самостоятельное хождение на горшок. Даже мамы, проводя с малышами круглые сутки, удивляются, как же быстро они растут и меняются. Еще вчера мама боялась уронить головку младенца, а сегодня он залезает со стула на стол, дальше на подоконник - нельзя выпускать его из виду ни на минуту.

Но по некоторым аспектам прогресс может не наступать удивительно долго. А ведь главный секрет в процессе приучения ребенка к горшку очень прост - не переживать, просто следовать физиологически оправданным советам - и цель будет рано или поздно достигнута. И снова не переживать, поздно - это не плохо и не хорошо. Ребенок развивается самостоятельно, по своим законам, ему можно помочь, но можно и навредить. И чтобы этого не случилось, рассмотрим последовательно разные способы приучения малыша к горшку.

В эпоху строительства социализма нашим мамам доводилось рано отдавать ребенка в ясли, где основными требованиями были умение пользоваться горшком и ложкой. С момента вставания ребенка на ножки мамы (сегодня уже бабушки) регулярно высаживали ребенка, причем основным требованием считалось положительный результат в горшке. Этого добиться можно, соблюдая два правила : во-первых, нужно знать время высаживания (например, после сна), во-вторых, не сдаваясь, нужно держать ребенка, как бы он ни выкручивался. Для закрепления условного рефлекса ко всему этому еще добавлялись слова "пись-пись".

По опыту наших мам этот метод все-таки приводит к положительному результату. Но есть одно но. Согласно психоаналитическому подходу Фрейда, Эриксона и их последователей малыши в возрасте 2-3 лет проходят важную анальную стадию развития. Последствием того, что малыша быстро и насильственно приучили к горшку, может быть эмоциональный понос или запор у взрослого .

Самостоятельное достижение малышом контроля за своими выделительными функциями, напротив, ведет к формированию самоуважения, умения контролировать свои эмоции, гибкости мышления и аккуратности. Хотя я не совсем разделяю идеи психоанализа, мысль о возможном вреде психике моего ребенка останавливала меня, когда в очередной раз хотелось приучать годовалого малыша .

А вот рекомендации ВОЗ говорят о том, что необходимый уровень созревания нервной системы для осуществления самостоятельной дефекации и мочеиспускания наступает где-то в возрасте 20-24 месяцев. Значит, только к этому возрасту ребенок начнет понимать связь между позывом, самим процессом и сможет задержать его настолько, чтобы успеть сделать это все в горшок. Вот тут можно было бы и остановиться, да только обилие подгузников размера XXL заставляет сомневаться, что все малыши являются настолько сообразительными, чтобы в два года самим без помощи ходить в туалет.

Конечно, ваш малыш может просто чуточку отставать и не так быстро проходить свои естественные этапы развития. Но может быть и так, что мама в силу инертности или неаккуратности просто не создаст условий для эффективного обучения. Каков же оптимальный путь решения горшечной проблемы?

До года может быть весьма эффективным подлавливать (после сна и прогулок) и высаживать малыша над раковиной, без принуждения. Если он отказывается - сразу же прекратить попытку. Примерно к году наступает естественный кризис развития, он может помешать далее эффективно высаживать малыша. Это не должно обескураживать, просто на время прекратим совсем волновать малыша по этому поводу. Но покупать горшок еще рановато. Где-то к полутора годам уже можно идти за горшком.

Совет предоставить ребенку самому выбрать себе горшок для такого возраста все же не актуален. Конечно, ребенку понравится яркий горшок в виде игрушки, но это только дезинформирует ребенка, он не сразу начнет понимать настоящую суть горшка. Он должен быть прост и функционален, для мальчика необходим эффективный противобрызгальный выступ. Желательны резиновые подкладки внизу, чтобы он не съезжал и не отрывался от пола.

В первый раз нужно попробовать подловить малыша и высадить его на горшок, при этом рассказать, зачем он нужен. Никакого насилия, если ничего не произойдет - отставить горшок до следующего раза. В следующий раз, однако, не высаживать малыша, а после произошедшей аварии переложить замазанный подгузник или трусики в горшок, рассказывая и показывая, куда должны попадать экскременты. После нескольких неудачных попыток горшок нужно отставить на неделю.

Не сомневайтесь, в положенное время, когда вы предложите горшок, малыш, сидя (но может и стоя, если мальчик), все сделает правильно, и вы его обязательно похвалите, чтобы в дальнейшем вызвать приятные ассоциации с этим процессом. В следующие разы, вполне вероятно, ребенок будет стараться все сделать правильно, но не всегда успевать, а может, даже захочет поиграться с содержимым горшка. За это нельзя наказывать. Для малыша это сложный процесс, и ругать его в это время - значит заставлять сомневаться в своих силах, закладывать ростки комплекса неполноценности. Исследование же какашек пополняет копилку опыта ребенка, с его точки зрения это нисколечко не противно, и неправильно навязывать ему взрослые стереотипы.

Естественно, и на догоршечном, и на следующих этапах малыша нужно вовремя переодевать и подмывать (все же без лишнего сюсюканья), чтобы воспитать у него любовь к чистоте. Даже при правильном подходе, но недостаточно теплом эмоциональном фоне в семье может сложиться ситуация, когда малыш не захочет взрослеть и специально будет стараться отсрочить приучение к горшку, как бы требуя к себе долю такого необходимого внимания. Поэтому нужно быть особо внимательными в случае рождения второго ребенка, переезда, выхода на работу и других событий, которые обязательно отразятся на малыше.

-