Называйте предметы

Прежде чем ребенок начинает произносить первые осмысленные слова (активная речь), он учится их понимать. Чтобы начать говорить, ребенок должен освоить пассивный запас слов. И у взрослых этот запас довольно большой. Это слова, которые мы понимаем, но не используем. Поэтому нужно называть вещи, которые мы показываем ребенку. Став постарше, он начнет узнавать предметы и переводить взгляд на предмет, который был назван. К концу первого года жизни ребенок научится приносить предметы, которые мы называем.

В первые полгода ребенок учился держать и поворачивать голову, управлять движениями тела, рук и ног. В следующие полгода происходит развитие двигательных способностей, в которых принимает участие все тело, например:

1. Поворот со спины на живот и с живота на спину.
2. Ползание на животе, четвереньках, умение садиться.
3. Умение вставать на колени, подниматься, стоять, делать первые шаги.
Малыш развивает и совершенствует свои движения от головы до кончиков пальцев. Развитие движения рук имеет большое значение и во второй половине года. С одной стороны, с помощью рук, ползая и вставая, ребенок перемещается в пространстве; с другой стороны, он учится более дифференцированно обращаться с предметами. И то и другое одинаково важно.

Для развития здоровой осанки, которая способствует хорошему функционированию внутренних органов, чрезвычайно важно, чтобы ребенок и теперь часто лежал на животе, т. к. это положение укрепляет мышцы спины, живота и шеи. Часто ребенок делает плавательные движения. Они особенно укрепляют мышцы. Попробуйте при случае повторить эти движения за ребенком.

Теперь ребенку нужно больше свободного пространства, которое будет побуждать его переворачиваться со спины на живот, крутиться, ползать и двигаться иными способами. Располагаясь на полу, ребенок узнает, какое место занимает его тело в пространстве, обнаруживает, что можно наткнуться на препятствия, и учится этого избегать. Для этого положите ребенка на большое одеяло или на теплый чистый пол и дайте ему несколько игрушек.

В этом возрасте ребенок часто поворачивается на бок, учится лежать на боку и в этом положении играет. Первое время он чаще поворачивается на какой-то один бок.
Попытайтесь заинтересовать его поворотами и на другой бок, например привлекая его игрушкой. Теперь, лежа на боку, ребенок будет пробовать те игры, в которые раньше играл на спине.

В этом положении он играет с игрушкой или хватает себя за бедра или коленки. Постепенно он может научиться захватывать пальчиками ног разные предметы.

Малыш часто двигает ногами. Подчас это выглядит так, как будто он бежит. Этот процесс движения он пробует, лежа на боку. Таким образом он готовит себя к настоящему бегу в будущем. Он начинает поворачивать верхнюю часть туловища в сторону, противоположную положению нижней части.
Для активного переворачивания со спины на живот нужно освоить вращательные движения плечевым и тазовым поясом.

При переворачивании со спины на живот ребенок может впервые сам изменить положение тела, что пригодится ему в дальнейшем, когда он начнет садиться и ползать. Для такого изменения положения необходимо владение всеми частями тела.

Понаблюдайте за вашим малышом. Он:
– поворачивает голову;
– приподнимает плечо от пола и разворачивает его к противоположной стороне тела;
– отводит руку на другую сторону, сгибает туловище вперед;
– поворачивает таз;
– поднимает ногу вверх и переносит ее на другую сторону;
– поднимает ступни и разворачивает их.

Кроме всех этих движений, ребенку для переворота на живот необходим рывок. Попробуйте проделать этот поворот сами и понаблюдайте за своим телом. Вы поймете, как это трудно и сколько труда должен приложить ребенок. И он будет очень рад, если вы сделаете несколько поворотов вместе с ним на полу.

Если малыш не освоил одно из описанных выше движений, переворачивание невозможно. Например, ребенок прогибается. Это становится причиной того, что он не может перевернуться. Держа ребенка на руках, следите за тем, чтобы он не прогибался.

Мой сын Феликс не переворачивается со спины на живот, но поворачивается с живота на спину, и это, как мне кажется, ему не очень нравится (Габи, 29 лет, ассистент врача).

Действительно, многие дети в конце первого и в начале второго полугодия сначала поворачиваются с живота на спину. Чаще всего это непроизвольное движение. Ребенок опирается широко расставленными руками и замечает, что верхняя половина его тела приходит в движение, когда он сгибает руку или поднимает ее с пола. Он пытается восстановить равновесие, что не всегда ему удается, и иногда он опрокидывается на спину. Упав таким образом, многие дети пугаются, вследствие чего руки резко разводятся в стороны (рефлекс Моро).

Но есть дети, которых такая ситуация радует, и они воспроизводят ее снова и снова, нисколько не пугаясь. Проследите за тем, чтобы рядом с вашим ребенком не было предметов, о которые он может удариться.