Леворукие дети

Несмотря на современное либеральное отношение к устоявшимся стереотипам и внешнюю демократичность нашего общества, ценить индивидуальность мы так и не научились. Не составляет исключение и такое явление, как леворукие дети - мы обсуждаем прежде всего проблемы их адаптации к миру, миру большинства праворуких. И, несмотря на высказывания многих ученых о том, что у левшей более высокие показатели нервно-психологической деятельности, стремимся убедиться в том, что наш собственный ребенок праворукий (читай: нормальный).

И зачастую справедливо, ведь среди прочих причин леворукости ученые называют поражение отдельных участков мозга, которое может приводить к отклонениям в развитии внимания, речи, моторики. Как известно, за деятельность правой руки отвечает левое полушарие. Если оно травмируется, то его функции берет на себя правое полушарие, а ведущей становится левая рука.

В то же время ученые выделяют группу леворуких детей, леворукость которых вообще не связана с доминированием правого полушария и, соответственно, не относится к отклонениям. Причиной леворукости может быть и генетическая предрасположенность. Тогда ученые говорят всего лишь о частном варианте нормы.

Да и в описании природных способностей единого мнения нет: одни находят более низкие показатели у левшей, другие уравнивают способности леворуких и праворуких, третьи оценивают способности левшей выше.

Как бы то ни было, но у леворуких детей действительно могут возникать сложности в школе, прежде всего при обучении письму, чтению и счету. Известно, например, что при обучении письму важную роль играют зрительное восприятие и зрительная память, нарушение которых часто встречается у левшей Известно, например, что при обучении письму важную роль играют зрительное восприятие и зрительная память, нарушение которых часто встречается у левшей. Поэтому дети могут путать сходные буквы, не дописывать элементы букв или писать лишние. Сам же процесс письма занимает у них больше времени. У многих левшей наблюдается зеркальное письмо, когда ребенок пишет буквы в слове наоборот (не «мир», а «рим»).

Поэтому леворукие дети могут путать сходные буквы, не дописывать элементы букв или писать лишние. Сам же процесс письма занимает у них больше времени. У многих левшей наблюдается зеркальное письмо, когда ребенок пишет буквы в слове наоборот (не "мир", а "рим").

Встречается также зеркальное чтение и зеркальное рисование, которые, как и зеркальное письмо, связаны со сложностями зрительно-пространственного восприятия. Интересно, что зеркальное письмо может наблюдаться и у праворуких детей до 7-10 лет. И в этом, по мнению психологов, нет никакой патологии.

При чтении у леворуких детей тоже могут возникнуть проблемы. Связаны они в основном с восприятием целого слова и соотношением "слово-значение".

Но какие бы сложности ни возникали, переучивать леворуких детей нельзя и даже бесполезно. Поскольку невозможно перестроить работу головного мозга, отвечающего за движения. Более того, при переучивании у левшей могут наблюдаться различные нарушения и невротические реакции.
Обучение леворуких детей должно быть организованно с учетом их особенностей, а вместо этого левшам приходится приспосабливаться к "обычным" условиям, и не всегда успешно. Родителям таких детей нелишним будет обращение к психологу. Можно выделить следующие рекомендации для обучения леворуких детей:

- не торопите ребенка при письме;

- не требуйте идеального, особенно правонаклонного, почерка, а также письма без отрыва букв;

- организуйте рабочее место ребенка, чтобы свет падал справа;

- выполняйте с ребенком игровые упражнения, развивающие зрительное восприятие;

- проявляйте терпение и такт, если у ребенка что-то не получается;

- объясните ребенку, что леворукость не патология, а отличительная особенность, свойственная многим великим людям (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Микеланджело и другие известные люди были левшами).

-