Учёба, развитие речи ребенка - зачем школьнику логопедические занятия?

Развитие речи ребенка не всегда проходит так, как бы нам этого хотелось - без сучка и задоринки. Что же делать, если ребенок просиживает над учебником по три часа, а потом в диктанте делает десятки ошибок?

На эту проблему есть адекватное решение - логопедические занятия . Но как понять, что школьнику нужна помощь логопеда? Мы представляем перечень наиболее распространенных ошибок.

Итак, Вашему ребенку необходимы логопедические занятия , если совершается наиболее частая ошибка в речевом развитии детей - замена одних букв другими в сильной позиции. Сильная позиция - это когда буква в слове слышна четко. Например, в слове "дятел" буква "д" вполне ясна и ошибиться вроде бы невозможно, а ребенок пишет "бятел". Другие примеры: "парк - порк", "цыпленок - сыпленок", "щетка - шетка", "тетя - тотя" и так далее. Замена буквы в слабой позиции ("город - горот", "лежать - лижать") говорит о плохом усвоении правила проверки и логопедической считаться не может. Наиболее часты замены "а-о", "у-и", "п-т", "б-д", "щ-ш", "м-л", "ц-с", "ч-т", "ё-ю", но возможны и другие варианты.

Ошибка вторая — пропуск букв или целых слогов в слове. Опять же в сильной позиции. Например, «крот — кот», «дверь — двер», «рисовать — рисать». Ошибки в написании непроизносимой согласной («лестница — лесница») к логопедическим не относятся.

Следует обратиться к логопеду, если наблюдается такое нарушение в речевом развитии ребенка, как разрывы или слияния слов. Это выглядит примерно так: "В дупле жила белка. - Вдупле жил абел ка."

Четвертая ошибка в развитии речи ребенка - отсутствие границ предложения. Ребенок не слышит и не ощущает, что предложение окончено и надо поставить точку, а следующее предложение начать с большой буквы. Таким образом, происходит слияние нескольких предложений в одно большое, или же точка ставится совсем не там, где нужно. Пример: "Вова пришел из школы. Уроков задали очень много. На прогулку времени совсем не осталось. - Вова пришел. Из школы уроков задали очень много на прогулку времени совсем не осталось".

Так же, Вашему ребенку необходимы логопедические занятия, если речь ребенка искажают аграмматизмы. Это неправильное согласование слов в роде, числе и падеже. Характерно то, что в таком случае аграмматизмы присутствуют и в устной речи ребенка. Например: "три котов", "пять мячов", "зеленый бабочка", "на сером лошаде", "домы" вместо "дома", "стулы" вместо "стулья".

Существует еще одна разновидность ошибок — зеркальное написание некоторых букв. Но этот тип ошибок встречается достаточно редко и свидетельствует, как правило, о леворукости, явной или скрытой.

Если хотя бы один тип вышеописанных ошибок присутствует в письменных работах школьника постоянно и в большом количестве, то это называется «дисграфия», и исправляет дисграфию логопед. Именно логопед при углубленном обследовании и анализе письменной речи ребенка разберется в причинах этого нарушения, определит его вид и проведет коррекционную работу.

-