Куда пойти учиться?

Раньше все было намного проще. Школы были государственными, преподавали там по одной системе. Но это давно уже кануло в прошлое, и теперь заботливые родители стремятся отдать своего ребенка в какую-нибудь особенную школу, чтобы развить все имеющиеся у него способности. Всегда ли это оправданно, и на чем должен быть основан выбор школы?

ПЕРВЫЙ ШАГ
Не поленитесь обойти все окрестные школы. Ведь каждое из этих общеобразовательных учреждений может иметь свой статус: гимназия — это школа с гуманитарным уклоном, спецшкола — школа с углубленным изучением одного из предметов, лицеи — в старших классах занятия ведут преподаватели вузов, что облегчает поступление в высшие учебные заведения.
Расспросите людей, живущих по соседству со школой, родителей, чьи дети учились или учатся в ней, в результате вы получите общее представление об этом заведении. Посмотрите, как выглядит сама школа: загляните в кабинеты, столовую, спортзал. Только тогда вы будете иметь четкое представление о том, в каких условиях придется учиться вашему ребенку.
Очень часто родители, узнав, что в какой-то школе есть хороший педагог или лучшие условия, чем в той, которая находится по месту жительства, ведут ребенка туда. Администрация школы не имеет права препятствовать вам в этом, если только классы не укомплектованы полностью. В принципе, в эту школу можно попасть другим путем, заинтересовав чем-нибудь ее руководство (например, пообещав оформить класс или посодействовать в организации живого уголка).
Если у вас есть возможность оплачивать обучение ребенка в частной школе, то не забудьте поинтересоваться, помимо всего прочего, прошла ли школа государственную аттестацию, есть ли у нее лицензия. Иначе выданные аттестаты будут недействительны.

ВТОРОЙ ШАГ
Обязательно ознакомьтесь с уставом школы. Из него вы узнаете, сколько смен в школе и в какой будет учиться ребенок, есть ли факультативные занятия, предусмотрено ли посещение бассейна, проводятся ли экскурсии. Многие школы из-за нехватки денег на самое необходимое выходят из положения, предлагая так называемые дополнительные услуги. Вопрос ставится так: «У нас предусмотрены занятия по ритмике, эстетике, вышиванию и т. п., но все это платно». Уточните этот момент сразу при поступлении: никто не может заставить родителей и ребенка заниматься чем-то против их желания.

ТРЕТИЙ ШАГ
Обязательно узнайте, по какой системе будет вестись обучение. Дело в том, что каждый учитель вносит что-то свое в стандартные методики, и вариаций существует великое множество. Все они имеют свои плюсы и минусы, но главное препятствие в том, что каждая конкретная система подразумевает наличие у ребенка к моменту начала обучения ряда определенных качеств. К примеру, необходимо с первого же дня быть максимально собранным, внимательным, успевать переключаться с одного вида деятельности на другой много раз в течение урока. Взгляните на своего ребенка: соответствует ли он этим критериям? И не полагайтесь на то, что малыш со временем «втянется, привыкнет, научится...» Узнайте, сколько учеников предполагается набрать в первый класс. Если детей слишком много, то есть опасность, что интерес к учебе может быстро угаснуть, особенно у неуверенных детей. Оптимальное количество детей в классе — 17-20 человек.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ
Сейчас в каждой школе будущие первоклассники проходят собеседование, на основании которого, как думают родители, им могут отказать в приеме. На самом деле это не так. Согласно действующему законодательству государственные школы не имеют права проводить какой-либо отбор. Собеседование позволяет определить психологическую готовность ребенка к школе, а также уровень знаний.
Его проводит педагог, специализирующийся на работе с младшими школьниками, часто с участием психолога и логопеда. Собеседование проходит обязательно в присутствии одного из родителей. Вот примерный перечень заданий, которые могут предложить вашему малышу:
- рассказать стихотворение или общеизвестную сказку, составить рассказ по серии картинок;
- ответить на ряд вопросов об окружающем мире;
- объяснить значение некоторых слов;
- посчитать до десяти и произвести простейшие арифметические действия.
В большинстве школ собеседования однотипные, но они могут различаться в зависимости от того, по какой системе будет обучаться ваш ребенок.
Специально готовить ребенка к собеседованию не стоит. Главное не внушить ему страх перед школой. Бывает, родители говорят: «Веди себя прилично, иначе в школу не возьмут». Обычно ничего хорошего из этого не выходит. Ребенок пугается, держится неестественно, и педагоги не могут понять, что в действительности он знает и умеет.

ПЯТЫЙ ШАГ
Выбрать учителя для ребенка всегда трудно. Лучше всего получить информацию об учителе у родителей, чьи дети у него учились. Можно задать вопросы ему лично: «Устают ли дети в школе? На кого ориентируетесь в учебе: на слабых или сильных учеников? Насколько тяжела нынешняя программа?» и т. п. В результате вы сможете судить, легко ли будет вашему ребенку общаться с преподавателем. Чувствительному и ранимому малышу тяжело с волевой и критичной учительницей, мягкая и демократичная может не справиться с ребенком, который не признает дисциплины.
Независимо от того, в какой школе учится ребенок, помните о главном: ваш малыш имеет право на качественное образование.